Фестиваль навигаторских практик
Тема: «Полностью живые» – практики наполнения себя жизнью, ощущения себя полностью живым и своим в этом мире
7–21 июня 2025
Фестиваль разделён на три трека – открытые форматы, программа для профессионалов, индивидуальная навигация
Онлайн и Оффлайн
Центральная точка сбора фестиваля в этом году – Йошкар-Ола. Также разнообразные форматы будут проходить в городах присутствия навигаторов и в зуме
Для всех
Мы приглашаем участвовать подростков и взрослых, родителей и помогающих практиков, руководителей организаций, клубов, сообществ
Этот фестиваль делаем мы, навигаторы – специалисты по дизайну и сопровождению стратегий развития.

Мы помогаем планировать персональные образовательные и жизненные маршруты, развивать активные команды и сообщества, создавать и растить проекты в социогуманитарной сфере.
О фестивале
Зачем и почему
Фестиваль – это наш способ поговорить о важном, актуальном, научиться разговаривать о сложном и его присваивать. Фестиваль пройдёт не только онлайн и оффлайн в местах постоянного присутствия навигаторов, но и в «кочевых» форматах: мы собираемся поездить и повозить форматы с собой!

В стержне фестиваля – практики оживления, наполнения жизнью себя и среды вокруг себя, поиска того, что твоё, на что ты можешь влиять, и заботы о нем.

Зачем?
  • Чтобы чувствовать себя своим в этом мире, не отчужденным от него.
  • Чтобы ощущать полноту жизни, жить (пребывать) здесь полностью.
  • Чтобы желать заботиться об этом, теперь уже своем, пространстве.
Тема фестиваля: «Полностью живые» – практики наполнения себя жизнью, ощущения себя полностью живым и своим в этом мире

Один из сильнодействующих факторов в ощущении, что тебе ничего не принадлежит, — растущее табуирование.

«Сверху» табуируются политически и идеологически неудобные темы, «снизу» происходит давление «старенькими» категориями того, о чём говорить стыдно/страшно (деньги, секс, смерть) и «новенькими» тэгами типа «токсичность», «сенситивность», «оскорбление чувств». Всё, что остается между этими флажками, — поверхностно и не даёт никакой возможности проявлять себя честно, щупать и раздвигать границы онтологии, прикасаться к трансцендентному — то есть, возможности быть живым в полноте и владеть мизансценами.

Но в исследовании и присвоении сложности особенно важно идти вглубь и до конца. Меньшее не работает. Не беремся судить, умели ли люди когда-нибудь качественно разговаривать о неудобном — но учиться придется =)

Этим мы и попробуем заняться во время фестиваля.
Лика Чекалова
Руководитель Школы Навигаторов, эксперт практик развития проспективного мышления и работы с будущим в образовании, консультант по образовательным стратегиям и развитию образовательных организаций, разработчик образовательных программ и эксперт по персонализированному образованию, мастер интерактивных образовательных форм и социотехники образовательного процесса
Треки и форматы фестиваля
Бесплатные и открытые для всех форматы онлайн в зуме и оффлайн в городах присутствия навигаторов – лаборатории, сессии коллективного мышления, семинары, тренинги, игры и так далее.
Онлайн-семинары для практиков, работающих с людьми. Погружение «Социотехника развития»
Индивидуальные консультации с навигаторами по вашим вопросам и чат для общения. Онлайн. Платно. С 15 по 21 июня 2025.
Что будет на фестивале?
  • Практики про договаривание и вдохновление друг друга
  • Практики про находить свой путь (и свои места)
  • Практики про умение ориентироваться в пространстве и времени
  • Практики про честность
  • Практики про нахождение своих и своего
  • Практики про контакт с телом (и естеством: эмоциями и ощущениями)
  • Практики про умение представлять невероятное
  • Практики про создание очагов/костров на перекрёстках
На фестивале мы поделимся с вами тем, что сами наработали и используем. Наши методы и практики имеют подтвержденный эффект и приносят плоды
Заполните форму: выберите интересующие треки, задайте вопросы, подпишитесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе событий!
Ведущие — Лика Чекалова и Михаил Забелин
Ведущие — Лика Чекалова и Михаил Забелин
Ведущие – Лика Чекалова, Михаил Забелин, Айгуль Султанова
Ведущий – Тарас Кудряшов
Ведущий – Лика Чекалова
Ведущий – Лика Чекалова
Ведущий – Тарас Кудряшов
Ведущий – Анастасия Бондаренко
Ведущий – Яна Небожилова
Ведущий – Яна Небожилова
Ведущие – Мария Варинова, Яна Небожилова
Ведущий – Яна Небожилова
Ведущий – Яна Небожилова
Ведущие – Яна Небожилова и Анна Когтева
Погружение для профессионалов

«Социотехника развития»

Образовательная площадка — такое место, которое специально создано для развития. Развитие — ресурсоёмкий, длинный процесс, который требует:
  • поддержки, а значит, такого климата в среде, в котором развиваться не страшно и хочется;
  • связности, потому что развивается человек с другими, о других и для других;
  • смыслов, которые складываются в картину мира, размечают контекст и ведут по нему;
  • и авторской позиции самого человека, потому что процесс это внутренний, и ответственность за него всегда личная.
Напитать среду всем этим нельзя директивно и не очень получается только через информацию и технологии. Все эти «обеспечители» развития требуют социотехнических решений — ценностно-ориентированной организации взаимодействий между всеми участниками. И коробка с конструктором социотехнических форм у каждой образовательной площадки будет своя — отражающая её идентичность и видение того, прототип какого общества она создаёт своей деятельностью.

За время погружения мы не только разберемся с социотехническими решениями для всех этих компонентов, но и создадим с каждым участником стартовую модель социотехники для его образовательной площадки, с учетом специфики.
  • 4 встречи по 3 часа онлайн

  • Стоимость погружения – 5000 руб.

Кому будет полезен этот трек?
  • Учителям
    Что будет:
    • Социотехника образовательных процессов
    • Школьный климат
    • Человеческая среда

    Зачем? Чтобы в ваших классах была жизнь и действительно развивающая среда
  • Методистам
    Что будет:
    • Организация процесса с новыми подходами
    • Моделирование школы в навигаторской парадигме

    Зачем? Чтобы разрабатывать новые программы, интегрировать новые инструменты, менять поведение, менять фреймы для учителей и учеников
  • Руководителям частных школ, ведущим лагерей, замдиректорам госшкол
    Что будет:
    • Организация управления хаосом
    • Школьный климат
    • Субъектность учителей и учеников
    • Работа с родителями
    Зачем? Чтобы школа была инновационной и была собрана как сообщество. Чтобы людям в школе было хорошо. Чтобы между учителями, родителями и учениками была совместность, умение договариваться, коллективно мыслить, принимать общие решения
  • Тьюторам
    Что будет:
    • Субъектность ученика. Как помогать ученикам выходить из пассивно-исполнительской в проактивную позицию
    • Картина мира ученика
    • Картина мира школы
    Зачем? Чтобы решать проблему «дети ничего не хотят», работать с самоопределением и задачами на развитие, научить прилагать усилия для достижения результата
  • Психологам
    Что будет:
    • Субъектность ученика
    • Школьный климат
    • Агрессия в школьной среде
    • Социотехника
    Зачем? Чтобы дети общались между собой, а не сидели в телефонах. Чтобы создать правильное место агрессии в школе. Чтобы побороть отчуждённость.
  • Игротехникам
    Что будет:
    • Встроенность игры в среду, контекст развития
    • Ресурсы для развития других
    • Как предлагать и продавать игры
    • Как встроить в игру нечто большее
    Зачем? Чтобы игры развивали, а не только развлекали и были осмысленными
Расписание трека
Встреча 1.
Развивающий климат в образовательном пространстве
  • Только честно: честность (подлинность) как основа конструктивного климата.
  • Уважаемая агрессия: решения для создания среды, дающей полно и безопасно проявлять чувства.
  • Думай как ты: решения для создания среды, дающей свободно мыслить.
  • Между нами: как создавать среду, поддерживающую конструктивные взаимодействия.
11 июня
16:00–19:00
Встреча 2.
Социотехника культуры в образовательном пространстве
Темы для анализа:
  • Мифы и сюжеты: практики оформления индивидуальных и коллективных картин мира.
  • Правила и ритуалы: практики удержания структурности, идентичности и совместности.
  • Событийность. К себе и от себя: события-аттракторы и события-трансляторы для поддержания связной и всеобщей среды развития.
Форматы для разбора:
  • Сессии коллективного мышления
  • Антиконференции
  • Фестивали
  • Игры живого действия
18 июня
16:00–19:00
Встреча 3.
Принципы и практики развития авторской позиции
  • Кто я: социотехнические решения для поддержки осознания своей уникальности.
  • Где я: решения для поддержки понимания и взятия человеком оптимальных для себя позиций в отношениях и деятельности.
  • Зачем я: решения для поддержки формирования и удержания ориентиров и задач на развитие внутри и за рамками образовательной среды.
  • Почему я: решения для поддержки взятия ответственности внутри и за рамками образовательной среды.
25 июня
16:00–19:00
Встреча 4, завершающая.
Круглый стол «Что мы поняли о том, как создавать живую образовательную среду»
Участники погружения поделятся друг с другом и с приглашенными зрителями тем, как они отрефлексировали основные «узлы» развивающей социотехники, и представят первые версии социотехнических моделей для своих образовательных площадок. Зрителями на круглом столе могут быть все желающие, в ходе встречи зрители могут задавать участникам любые вопросы на уточнение.
28 июня
10:00–12:00
Ведущие погружения
  • Лика Чекалова
    Соавтор и руководитель Школы Навигаторов, эксперт образовательных программ Школы антропологии будущего (РАНХиГС), занимается сопровождением развития образовательных площадок и их педагогических команд, внедрением практик работы с образами будущего в образовательный процесс и развитием проспективного мышления, разрабатывает и ведёт интерактивные форматы для подростков и взрослых, создаёт адаптивные образовательные программы
  • Михаил Забелин
    Соавтор Школы Навигаторов, ведущий курса и клуба игротехники, разработчик авторских тренингов и игр, включая «Меняем Города» и «Источники Власти», специалист по динамике групп и развитию сообществ, в прошлом — актёр и режиссёр уличного театра, создаёт пространства, где обучение становится совместным исследованием и игрой, в своей работе соединяет методики фасилитации, театральную педагогику

Хотите испытать навигацию на себе?

С 15 по 21 июня будет работать трек практической навигации – вы сможете разобрать свой запрос с навигатором онлайн
  • 2 индивидуальные консультации онлайн с навигатором на ваш выбор
  • Общий чат для общения – с другими участниками и навигаторами
  • Стоимость трека – 5000 руб.
Как устроен трек практической навигации
Хотите лучше понять, что такое навигаторский подход, навигация, кто такой навигатор и как он работает? Вам сюда!
Заявка на трек
Оставьте заявку на Трек практической навигации – куратор свяжется с вами для уточнения деталей оплаты и участия.
Общий чат
После оплаты куратор добавит вас в общий чат трека, где вы сможете выбрать навигатора для консультации, обсудить свой запрос, пообщаться с другими гостями фестиваля и поделиться впечатлениями.
Консультации
В течение недели (с 15 по 21 июня) у вас будет возможность взять две часовые индивидуальные консультации у действующих навигаторов. Вы сможете поработать со своим запросом (или двумя) и создать маршрут развития – личный, групповой, семейный или вашего проекта.
Кураторы трека
  • Яна Небожилова
    Навигатор, игротехник, телесный практик, приключенец
  • Лия Ракишева
    Автор методики самоопределения и сборки уникальности личностных компетенций‌‌ «Карта Уникального Я»
Навигаторы трека
  • Анна Козлова
    Навигатор, супервизор Школы навигаторов, коуч в подходе Чистый Язык, преподаватель Soft Skills и тьютор старшеклассников в школе Компас (Черногория)
  • Яна Небожилова
    Навигатор, игротехник, телесный практик, приключенец
  • Янина Зимич
    Практик осознанного развития, специалист по созданию стратегий, которые соединяют личные ценности, устойчивое развитие и реальные действия
  • Лия Ракишева
    Автор методики самоопределения и сборки уникальности личностных компетенций‌‌ «Карта Уникального Я»
  • Ирина Козинченко
    Навигатор, юрист и психолог в образовании, руководитель психолого-педагогической службы в крупной дистанционной школе
  • Мария Варинова
    Навигатор, педагог, профориентолог, предприниматель
Зарегистрируйтесь и будьте в курсе всех обновлений в программе
Хочу участвовать
Команда фестиваля
  • Лика Чекалова
    Образовательный стратег, дизайнер образовательных программ, руководитель Школы навигаторов
  • Ирма Ишмуратова
    Навигатор
    Йошкар-Ола, Казань
  • Мария Варинова
    Педагог, профориентолог, предприниматель
    Москва
  • Мария Трофимова
    Навигатор, любитель альтернативного образования
    Йошкар-Ола
  • Михаил Забелин
    Навигатор, игротехник, ведущий трека групповой навигации в Школе навигаторов
    Санкт-Петербург
  • Айгуль Султанова
    Навигатор, маркетолог
    Йошкар-Ола, Казань
  • Анастасия Бондаренко
    Психолог, навигатор, гид-экскурсовод, кузнец
    ХМАО
  • Лия Ракишева
    Автор методики самоопределения и сборки уникальности личностных компетенций‌ «Карта Уникального Я»
    Санкт-Петербург
  • Яна Небожилова
    Навигатор, игротехник, телесный практик, приключенец, куратор наборов Школы навигаторов
    Москва
  • Тарас Кудряшов
    Индивидуальный навигатор, психолог, куратор направления «Индивидуальный навигатор» в Школе навигаторов
  • Александра Азарова
    Навигатор, преподаватель, мама, бизнес-тренер и коуч
Для тех, кто хочет больше
Если вы хотите:
  • глубже погрузиться в навигацию
  • пройти навигаторский цикл работы над своим запросом в более размеренном темпе
  • изнутри разобраться в том, как работает навигация
  • понять, нужна ли вам навигация как профессиональная методика (стать навигатором)
мы приглашаем вас на онлайн-практикум «Зеркало, маяк и карта. Введение в навигаторский подход».
Отчёты и отзывы о Фестивале
В режиме реального времени собираем и добавляем наши отчёты и ваши отзывы о проведённых мероприятиях. Пишите о нас в соцсетях с хэштегом #navifest2025
Оставить заявку на участие в Фестивале
Чтобы мы смогли связаться с вами оперативно
В каких треках вы хотите участвовать?
Выберите, пожалуйста, какие конкретно встречи вас интересуют
Обратите внимание: если вы выбрали Трек практической навигации, куратор трека свяжется с вами через указанный вами Телеграм-адрес. Удостоверьтесь, пожалуйста, в правильности заполнения этого поля и в том, что вас можно найти по указанному адресу в Телеграме (для этого необходимо проверить настройки приватности: Настройки > Конфеденциальность > Номер телефона).
Обратите внимание: если вы выбрали Профессиональный трек, ведущий трека свяжется с вами через указанный вами Телеграм-адрес или почту. Удостоверьтесь, пожалуйста, в правильности заполнения этих полей.
Если вы хотите принять участие в Вечере живых историй о Полноте жизни в Москве, пожалуйста, зарегистрируйтесь на это мероприятие через форму:

https://storytellinguild.timepad.ru/event/3390553/

Обратите внимание: количество мест на Вечер ограничено! Если вы передумали участвовать, пожалуйста, отмените свою регистрацию через ТаймПад.
Обратите внимание: возраст участия во встречах с подростками – от 16 до 25 лет (включительно)!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.