Гайд по эффективному поиску
Google has it all - и это правда. Сегодня любая информация может быть доступна в любое время и в любом месте. Есть одна проблемка - ее нужно найти и убедиться, что она - не фейк и не чье-то необоснованное личное мнение :)
Ниже - несколько простых советов по эффективному поиску качественной информации в сети.
Первые шаги
  • Сформулируйте поисковый запрос как можно точнее. Если вы ищете термин или специфическое явление, начните с Википедии или другого справочника и прочтите определение.
  • Используйте несколько браузеров, они могут выдать разные результаты.
  • Вносите в поисковый запрос не только слова и выражения, которые вы хотите найти, но и типы документов и данных (например, академический журнал, исследование, обзор, анализ и т.п.)
  • Пользуйтесь расширенным поиском и фильтрами, которые есть у многих поисковиков. Например, у Google расширенный поиск выглядит так
  • "Играйте" с формулировками запроса - разные варианты одной и той же фразы могут дать разные наборы ссылок
  • Чтобы сузить или уточнить запрос, используйте специальные знаки (см. следующий фрейм)
Специальные знаки (операторы)
Использование операторов позволяет уточнить поисковый запрос, исключив или уточнив слова, которые должны встречаться в тексте:

" ", кавычки. Обрамление словосочетания или фразы в кавычки указывает поисковой машине, что нужно искать именно тексты с именно таким фрагментом;
-, знак "минус". Добавление этого знака перед словами указывает на то, что вам нужны тексты, в которых присутствует поисковый запрос, но отсутствуют эти слова; Например, запрос рецепт пирога -сахар -молоко означает, что вам нужны рецепты пирогов, в составе которых не упоминаются сахар и молоко;
+, знак "плюс". Наоборот, добавляет слова к поисковому запросу, так что машина будет искать тексты, в которых есть основной запрос, а также встречаются слова, помеченные этим знаком;
~, знак "тильда". Добавляет к поисковому запросу синонимы. Если вам нужно найти синонимы, но исключить само слово, сочетайте тильду со знаком "минус", например: ~метавселенная -метавселенная;
(|) или английское слово OR дает поисковой машине задачу найти тексты с одним из двух слов/словосочетаний на выбор.
Служебные слова и пунктуация
Не тратьте время на использование служебных слов - предлогов, союзов и т.п., а также знаков препинания. Это не улучшает поисковую выдачу. Самый просто вариант - написать все слова, которые должны и не должны быть в текстах выдачи в начальной форме, снабдив их соответствующими операторами.
Это, однако, не касается случаев, когда вы ищете точное словосочетание или фразу - которые, как мы помним, вы в этом случае оформляете кавычками.
И, наконец, грамотный отбор поисковой выдачи
  • Не все, что формально подходит под ваши поисковый запрос, будет вам полезно. Поэтому учитываем и проверяем следующие моменты:
  • Чаще всего первыми в поисковой выдаче следуют рекламные ссылки - то есть, те, за размещение которых в топе заплатили их создатели. А это значит, что информация в текстах по ним может быть сформирована таким образом, чтобы у вас сложилось определенное мнение или вы поверили определенным вещам. Ни в коем случае не ограничивайтесь первыми ссылками.
  • Солидные тексты, которым можно доверять, содержат ссылки на солидные же источники, подтверждающие факты, которые приведены в тексте. Фразы типа "давно известно" или "ученые утверждают", предваряющие какой-то факт, и не снабженные ссылками на конкретные исследования, выдают "мусорный" текст. В качественном тексте будет сразу указан конкретный источник или ряд источников и даны работающие ссылки на эти источники, если они размещены в сети, либо полные выходные данные, если это печатные издания.
  • Само наличие ссылки на другой материал еще ничего не доказывает - важно проверить, что это за материал. Например, если пост в социальных сетях ссылается всего лишь на другой пост, в котором тоже нет ссылок на источники или есть ссылки на популярные, развлекательные статьи, частные мнения - вся эта цепочка материалов считается нерелевантной. За достоверной информацией должны стоять факты и доказательства.
  • Способом обобщить информацию и продемонстрировать это в качественном тексте является логический вывод. Если после цепочки фактов следует эмоциональное, оценочное или убеждающее высказывание, такой текст считается "мусорным", так как его задача - не дать вам информацию, а вызвать эмоции или "продать" вам мнение автора. В таких текстах высока вероятность неполного или избирательного представления фактов - только тех, которые подтверждают мнение. Поэтому к ним стоит относиться осторожно: представленные факты можно выписать, но обязательно найти и другие тексты, с другими наборами фактов, чтобы создать объемное представление об изучаемой теме или проблеме.
  • И, наконец, чтобы ваш поиск не прошел даром, собирайте в отдельный документ все ссылки по теме, с которыми вы поработали, снабжая их короткими комментариями - о чем текст, какие данные вы из него берете.