ЛАБОРАТОРИИ "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО"
Лаборатории "Образование для будущего" - это площадки межпоколенческого диалога об образовании, которое необходимо для будущего, в котором хочется жить.
В чем проблема?
Сегодня вызовы нового времени встают не только перед профессиональными сообществами и молодыми специалистами, они актуальны для всех поколений, всех слоев общества. Навыковый и ценностный межпоколенческий разрыв растет, формальные институты образования не успевают оперативно реагировать на требования новой экономики, никто не занимается подготовкой и переподготовкой поколений, которые имеют опыт жизни и работы в предыдущем экономическом укладе. Катастрофически не хватает методов и подходов вовлечения молодежи в дискуссию о необходимых навыках и знаниях будущего. Внутри семей зачастую разговор об образовании попадает в зону манипуляций и проекций, вместо того, чтобы приближать будущее и налаживать доверительный процесс развития семьи и взаимопомощи в подготовке к вызовам нового времени. Диалога между семьей и школой тоже чаще всего нет — нет привычки договариваться, нет технологий сопровождения диалога.
Задачи лаборатории:
  • осознание актуальных требований современного уклада, формирование образа базовой грамотности XXI века
  • переход активного семейного сообщества в субъектную позицию: что и как мы сами можем сделать для улучшения ситуации
  • формирование осознанного заказа на содержание и форму современного образования
  • поиск и осознание общих целей и задач развития у детей и родителей
  • проектирование модели жизни «образование как образ жизни»
  • изучение междисциплинарных аспектов базовой грамотности XXI века в комфортной для себя методической среде
  • персонализация запросов и требований, формирование первичного заказа на развитие грамотности XXI века.
Эффекты лаборатории:
  • для детей и родителей: осознание того, как стать авторами своего развития, как видеть и реализовывать образовательные возможности в повседневной жизни, как научиться договариваться между собой и действовать солидарно;
  • для педагогов: понимание, как развитие метапредметных навыков встраивается в их обычную практику, и на что обращать внимание, чтобы это развитие происходило — и с учащимися, и с ними самими;
  • для разработчиков и внедренцев образовательных решений: понимание, какие из них отвечают на острые запросы на развитие учащихся, какие принимаются и мотивируют к освоению, и где сейчас самые острые дефициты в части работающих практик.
Лаборатории проводятся с 2016 года. В январе - феврале 2019 года по России, Беларуси, Латвии, Узбекистану, Украине и Грузии прокатилась волна лабораторий, которую делали независимые команды волонтеров, состоящие из людей, которым важно, чтобы сфера образования стала площадкой сотворчества и сотрудничества всех, кто в нее включен.

> Если вы хотите стать частью волны и провести лабораторию в своем городе, пожалуйста, заполните заявку вот здесь
> Методичка по проведению лаборатории доступна здесь
> Вебинар - инструкцию для модераторов лабораторий можно посмотреть здесь
> З
аглянуть в лаборатории разных городов через фотографии можно здесь
И немного философии
В чем миссия лабораторий
"Один из ключевых челленджей этой волны лабораторий — актуализация силы социальных связей и добровольного намерения сделать мир лучше".
> Уровень первый - это, конечно, empowerment. Есть очень важная мысль - угнетенный расчеловечивается, перестает считать себя человеком. То есть, именно не рассматривает бесправие и бессилие как свойство человеческого бытия, нет. Как раз свойство человеческого-то бытия - право и могущество. Просто он себя человеком не считает, поэтому и как бы нормально воспринимает, что ему ни право, ни могущество не доступны. Так вот, empowerment в сложившейся социальной ситуации - это вочеловечивание. Возвращение человеку его права на авторство своей жизни и могущество это право реализовать.
> Уровень второй - это исследование и релевантные данные, которые позволят обнаружить действенность или недейственность тех или иных образовательных решений. Потому что сейчас нам во многом _кажется_, что что-то работает или не работает. Мы очень много инноваций сеем с нереальной высоты, не рефлексируя, не проверяя, вообще возможно ли их приземление и прорастание. Гигантская работа в холостую. Пора с этим завязывать.
> Третий уровень - это тоже в некотором роде empowerment, но через доказательство силы согласованного социального действия, ничем не регламентированного и не имеющего никакого конкурентного или корыстного мотива. Мы просто можем вот так собраться вместе, придумать что-то и сделать. Или откликнуться на чей-то призыв, взять и сделать. И это не вопрос бюджета или регламента - это только вопрос ценностей, за которые мы готовы топить. Ключевой из которых в вопросе выживания, похоже, становится ценность быть вместе в полноте своей человечности в будущем, которое эта человечность создает.
Образование - лаборатория управления нашим общим будущим
Если вы хотите провести лабораторию у себя в городе или посотрудничать иным способом - стучитесь!

E-mail: lika.chekalova@gmail.com
TG/Whatsapp: +7 921 339 4666
Соцсети: Facebook | Vkontakte | Youtube