Читалка

Освоение нового материала

Сейчас учёные много говорят о двух основных состояниях мозга, сфокусированном и рассеянном. Оба эти состояния играют существенную роль в процессах освоения нового материала, важно их правильно сочетать. 
Сперва про эти состояния.
В сфокусированном состоянии:
- мы размышляем над конкретной задачей;
- видим ситуацию максимально подробно, до деталей;
- учимся тому, как выполнять конкретное действие;
- используем опыт решения этой или смежной задачи.
В рассеянном состоянии:
- наш мозг как будто в фоновом режиме, не пытается осознанно найти решение для задачи;
- мы видим всю картинку целиком;
- учимся тому, в какой ситуации это конкретное действие нужно совершать;
- находим аналогии и закономерности, т.е. для решения конкретной задачи рассматриваем, как ещё бывало в нашем опыте в абсолютно разных сферах (а зачастую рождаем что-то абсолютно новое опять же за счёт использования опыта из разных областей).
Соответственно, эти состояния важно чередовать. При этом сфокусированное состояние делая максимально осознанным, а рассеянное состояние - максимально расслабленным :)
Что помогает сделать сфокусированное состояние продуктивнее:
  1. Периодические повторения материала. Хотя бы 3-4 раза. Не перечитывая учебник, а проговаривая своими словами.
  2. Объяснение материала другому человеку. Так, как получается.
  3. Нахождение метафор / аналогий / образов для изучаемого, понятных вам.
  4. Выполнение тестов / контрольных на тему (но не раньше, чем разберётесь в материале!).
Что помогает сделать рассеянное состояние продуктивнее:
  1. Понимание того, что паузы и переключения важны. Сон критично важен!
  2. Любые практики наблюдения за собой (йога, медитация, осознанные движения и т.п.).
Полезные практики