Сейчас учёные много говорят о двух основных состояниях мозга, сфокусированном и рассеянном. Оба эти состояния играют существенную роль в процессах освоения нового материала, важно их правильно сочетать. Сперва про эти состояния. В сфокусированном состоянии: - мы размышляем над конкретной задачей; - видим ситуацию максимально подробно, до деталей; - учимся тому, как выполнять конкретное действие; - используем опыт решения этой или смежной задачи. В рассеянном состоянии: - наш мозг как будто в фоновом режиме, не пытается осознанно найти решение для задачи; - мы видим всю картинку целиком; - учимся тому, в какой ситуации это конкретное действие нужно совершать; - находим аналогии и закономерности, т.е. для решения конкретной задачи рассматриваем, как ещё бывало в нашем опыте в абсолютно разных сферах (а зачастую рождаем что-то абсолютно новое опять же за счёт использования опыта из разных областей). Соответственно, эти состояния важно чередовать. При этом сфокусированное состояние делая максимально осознанным, а рассеянное состояние - максимально расслабленным :) Что помогает сделать сфокусированное состояние продуктивнее:
Периодические повторения материала. Хотя бы 3-4 раза. Не перечитывая учебник, а проговаривая своими словами.
Объяснение материала другому человеку. Так, как получается.
Нахождение метафор / аналогий / образов для изучаемого, понятных вам.
Выполнение тестов / контрольных на тему (но не раньше, чем разберётесь в материале!).
Что помогает сделать рассеянное состояние продуктивнее:
Понимание того, что паузы и переключения важны. Сон критично важен!
Любые практики наблюдения за собой (йога, медитация, осознанные движения и т.п.).