Читалка

Доверие

Основа качественной коммуникации – ДОВЕРИЕ. Если вы не доверяете человеку, то даже самая простая просьба от него будет казаться вам способом поймать вас на ошибке и вызывать либо стресс, либо желание ускользнуть. Если человек не доверяет вам, даже если вы выполняете что-то очень простое, он будет постоянно находиться в напряжении, ждать от вас «косяков» и пытаться вас непрерывно контролировать. Чем больше доверия – тем меньше контроля и стресса для всех участников.

А теперь – немножко практик.
Внимание к состояниям участников группы. Вот вы собрались на занятие (онлайн или оффлайн) – уделите несколько минут тому, чтобы узнать, кто сейчас в каком состоянии. Просто задайте этот вопрос «Как вы себя сейчас чувствуете, и в связи с чем».
Кто-то полон энергии, кто-то задумчив, кто-то поссорился с близким человеком и грустит. Знать это важно по двум причинам:
Во-первых, вы как ведущий занятия понимаете, кто из группы может быть основным мотором процесса, задавать тон, брать инициативу (потому что бодр и полон энергии), а к кому с этим лучше не обращаться.
Во-вторых, вы задаете тон общему процессу – и этот тон доверительный и внимательный к каждому. Если группа, с которой вы работаете, большая, этот «круг доверия» на старте общего процесса можно сделать в подгруппах. Советуем повторить «круг доверия» в конце работы (занятия).

Кстати, о подгруппах. Важная часть доверительного и продуктивного рабочего процесса – коллективная работа. В обычной школе мы привыкли работать по одиночке, каждый в своей тетради. Но, если мы все выполняем одну задачу, объединение и совместная работа были бы более продуктивны – мы могли бы помогать друг другу и чувствовать себя вправе обратиться за помощью, если не справляемся. А это дает колоссальный положительный эффект для коллектива – снижает уровень стресса и повышает уровень доверия. К тому же, можно попросить разные подгруппы взять разные типы заданий к одной теме и затем объяснить друг другу, как с ними справляться. Так мы еще и ускорим процесс изучения нового.
Мы будем продолжать рассказывать о практиках установления доверия и оздоровления эмоционального климата в коллективе.
Полезные практики