Читалка

Система оценивания и что с ней не так?

Хочется поделиться своим взглядом на острую проблему, которая есть в традиционной школе, и которая сегодня, при необходимости учиться удаленно, встала в полный рост. И, конечно, предложить кое-какие решения.
Речь идет о существующей системе оценивания. И вот, что с ней не так:
❎ она убивает в зародыше НАВЫК САМООЦЕНИВАНИЯ, собственного отношения к своему прогрессу или его отсутствию. Между тем, в жизни никто не будет стоять над вами с линейкой, придется самостоятельно решать, что вы умеете, чего заслуживаете.
Мы, как навигаторы, постоянно сталкиваемся со взрослыми людьми, которые не могут ответить на вопрос «что ты умеешь» и тем более – «в чем ты крут». Отсюда же растет привычка собирать грамоты и сертификаты, подменяя процесс научения погоней за «бумажками». При этом зачастую то, за что тебе дали бумажку, ты свободно применять не можешь. Потому что школа приучила – знания нужны для оценок, сдал – забыл.
❎ она направлена на НАКАЗАНИЕ (снижение баллов) за ошибки и тем самым учит БОЯТЬСЯ ОШИБОК и любыми способами избегать их совершения. Между тем, именно ошибки в процессе научения маркируют прогресс, обращают внимание на зоны, где еще следует потрудиться. Та часть деятельности, где ты не совершаешь ошибок, уже ничему тебя не научит. Любить нужно ту часть, где пока трудно – именно там живет развитие. Но, если тебя наказывают и ругают за то, что тебе не дается, включается защитная реакция – быстрее избавиться и ни за что не возвращаться.
В итоге – зубрежкой или списыванием – ты проскакиваешь ненавистную зону, от которой за версту разит негативом, а terra incognita, которая лежит за ней, так и остается белым пятном в твоем развитии. Сколько таких белых пятен в каждой области знаний у каждого из нас? А, возможно, именно в них скрывается то, от чего наши глаза могли бы загореться – но нам было трудно, и нас позорили за это, и теперь мы скорее всего так и не узнаем об этом.
Сейчас, когда большинство школьников вынуждено было учиться дома, несовершенство этой системы выпирает особенно явно. Нас большую часть времени никто не «пасет», никто не оценивает – мы перешли на проектный принцип работы, когда есть задачи, которые необходимо решить к конкретному времени.
- Как отследить самостоятельно, происходит ли научение – то есть, происходит ли встраивание этого знания в картину мира, можем ли мы теперь применять его не для контрольной, а для жизни?
- Как понять, что нам на самом деле интересно (а не потому что в школе требуют)?
- Как самим оценить, что нас тормозит, а что дается легко, как понять, на что тратится основной ресурс (крамольная мысль – возможно, это вообще не обучение как таковое)?

Вот, собственно, РАБОЧАЯ СХЕМА:

Шаг первый. Возьмите те темы, которые вы изучаете прямо сейчас – из всех областей знаний. Да, и не из школьной программы тоже. Составьте список.
Шаг второй. Найдите применение этим темам в жизни. Нет, не в школе («мне это надо, потому что сдавать»), а именно в жизни. Как эти знания помогут вам в решении реальных ситуаций, где они пригодятся, в каких областях деятельности (повседневной и профессиональной) они применяются. Обязательно свяжите с жизнью ВСЕ темы. Возможно, придется потрудиться – не про каждую тему это очевидно. Позовите на помощь родственников, друзей, интернет.
Шаг третий. Выделите, что из найденных жизненных ситуаций (областей деятельности) из п. 2 вас цепляет/интересует. Составьте список приоритетов – самое интересное и типичное (придется сталкиваться часто) сверху, редко встречающееся или не актуальное для вас – снизу. Все это можно оформить в виде таблички. Да, ранжирование про интересности касается именно жизненных ситуаций и областей применения знаний, а не самих знаний. Это важно.
Шаг четвертый. Сделайте в табличке еще один столбик – личную шкалу сложности. Как вам кажется, что вам дается легче (уже есть успехи, или просто вы читаете, решаете, анализируете – и все понятно), а что сложнее (начали читать – ничего не поняли, либо дошли до какого-то места и споткнулись, делаете ошибки). Можно использовать для таких маркеров заливку ячеек разным цветом – их должно быть 4. Легко; скорее легко, чем сложно; скорее сложно, чем легко; сложно.
Шаг пятый. Добавьте столбец срочности.
Шаг шестой. Теперь вы знаете, что вам интересно, и что вам удается. Вы оценили свое собственное положение в пространстве тех знаний, с которыми вам сейчас нужно работать. Договоритесь с собой о вознаграждении за выполненные задачи. И начинайте работать. Конечно (и тут все, кто считает, что образование – это насилие, упали в обморок), начинайте с того, что одновременно интересно и легко вам дается.
Шаг седьмой. Чередуйте интерес и наращивайте сложность. Сначала интересное и несложное (по субъективным ощущениям), потом несложное, но менее интересное, потом интересное, но сложное, и, наконец, когда вы полны уверенности в себе и готовы брать вершины, - сложное и не очень интересное.
Шаг восьмой. Обязательно фиксируйте неожиданности. Возможно, то, что казалось вам несложным, откроет себя с новой стороны, и придется попотеть. Подумайте, чего вы не учли, почему вдруг «задачка на раз» вызвала трудности. Запишите свои наблюдения. И обязательно зафиксируйте и отпразднуйте, если что-то из того, что казалось вам не интересным, увлекло вас в процессе изучения. Ура – ведь в этот момент вы, сами того не ожидая, стали более открыты и внимательны к миру, в котором живете, и к тому, что человечество справилось о нем узнать.
Шаг девятый. Не забывайте отдыхать. Даже самые увлекательные занятия утомляют, если делать долго и без перерывов. Разбейте время на участки 30 + 5, а после третьей тридцатки сделайте большой перерыв.
Полезные практики