Мышление будущего
Онлайн-курс по практикам развития Futures Literacy
Для специалистов образования, работающих с подростками
Что такое Futures Literacy
Будущее неопределенно - и чем быстрее и разнообразнее становится мир, тем сложнее сказать с уверенностью, что ждет нас завтра.
При этом будущее точно наступит - с нашим участием или без. Но если мы не умеем создавать свои сценарии желаемого будущего и делать на них ставки, скорее всего, это сделает кто-то за нас - и велика вероятность, что нам это не понравится.
Подготовка будущего начинается с создания образа желаемого.
Создание образа желаемого начинается с умения коллективно мечтать о том, что важно, и понимать, как это реализовать.

Futures Literacy (мышление будущего) - базовая грамотность для быстрого изменчивого мира. Это комплексный навык, включающий умения:
- продуктивно мечтать,
- находить применение своим сильным сторонам в любой ситуации,
- мыслить стратегически и инновационно,
- кооперироваться и совместно создавать большее благо.

Но самое главное - это умение делать ставку на то, что важно, невзирая на то, что привычно, и пользоваться всей силой своего воображения для создания образов, которые действительно хочется воплощать.

Образование - это система управления будущим, более того - это система проектирования будущего. От того, как выглядит и устроено образование, напрямую зависит, какие люди, в каких отношениях и с каким целеполаганием и ценностями будут действовать в мире через 10, 15, 20 лет - а значит, в какой системе смыслов, проектов и продуктов мы будем жить.
В сложном изменчивом мире каждый специалист образования должен стать носителем и практиком мышления будущего и быть способен передавать эту практику своим ученикам - тем самым давая им ощущение могущества в мире, в котором им предстоит жить, и который им предстоит создавать.
Воображение важнее знания, поскольку знание определяет лишь то, что мы мы уже изучили и понимаем, тогда как воображение обращает нас к тому, что нам еще предстоит открыть и создать
Альберт Эйнштейн
Для кого этот курс
1. Для вас, педагоги основного и дополнительного образования, педагоги-психологи и педагоги-организаторы, тьюторы и навигаторы - для всех, кто работает с подростками и понимает, что образование становится интересным и привлекательным, когда в нем появляются смысл и могущество. Для всех, кто знает, что смысл и могущество появляются тогда, когда:
- сформирован образ желаемого,
- в котором есть место для применения всех знаний, умений, качеств, которые я сейчас развиваю в себе,
- и когда я могу опереться на группу, на общие для нас ценности и чувствовать силу сотворчества.
Когда я понимаю, для чего я что-то делаю, и кто меня поддерживает.
2. Для ваших учеников, которым очень важно чувствовать свою значимость для этого мира, осознавать свою возможность влиять на его развитие, начиная с подросткового возраста. Именно это - уверенность в том, что ты здесь нужен, ты здесь могуществен, ты способен влиять - создают устойчивую мотивацию к развитию и дают силы двигаться, когда сложно.
Именно к вашим ученикам вы будете приносить все изученные на курсе практики - и прямо в процессе обучения наблюдать, как меняете вы, как меняются они, и как меняются ваши с ними отношения.
Как происходит обучение
Живые вебинары
Для продуктивной работы мышления важно чувствовать опору на группу единомышленников - и обсуждать с ними возникающие вопросы, идеи, опасения. Поэтому мы будем разговаривать аж два раза в неделю =)
Исследования
По теме развития futures literacy написано множество материалов. Исследовать их вслепую - это гарантированно утонуть. Мы будем изучать все это в структурированном виде и в режиме sharing studies - когда части группы берут разные материалы и потом делятся с другими своим резюме.
Оперативная поддержка
У нас будет чат - нет, ЧАТ =) В нем будет постоянно появляться интересное для чтения и просмотра, упражнения на практику, обсуждения важного, там можно будет получить поддержку и ответы на вопросы от ведущих и участников. В общем чат у нас - отдельная лаборатория и значимая часть обучения.
Постоянная конференция
Конференция - это когда много разных людей рассказывают про свой опыт и свои разработки. У нас на курсе конференция будет постоянной - каждую неделю, в добавление к основному семинару, в гости будет приходить носитель опыта работы с будущим с подростками и рассказывать, что стоит знать и учитывать, чтобы проводить практики, подобные тем, которые проводит он.
Интерактивные задания
В качестве заданий вам будут предлагаться различные практики, помогающие развитию futures literacy. Практики будут разных классов - self, peer, group - и вы сможете выбирать, что практиковать, в зависимости от того, с кем вы сейчас хотите это проработать.
Сопровождение проекта
Для тех, кто пойдет на полный курс и будет делать свой проект, предусмотрены персональные консультации для его сопровождения. Личное общение с мастером курса позволит вам качественно продумать дизайн и реализацию занятия, модуля, клуба для работы с будущим со вашими учениками.
Активности
Базовый курс
Полный курс
Семинар
Конференция
Материалы для изучения
Задания на практику
Создание проекта/продукта
Персональные консультации
Выбери свою программу
Тренер Futures Literacy
Базовый курс практик развития FL, 6 недель
С чем я выхожу с программы
  • Понимаю состав компетенции "Futures Literacy"
  • Владею пакетом групповых и индивидуальных практик развития Futures Literacy у подростков
  • Умею находить и отбирать новые практики для нужд своей учебной группы и ее деятельности
  • Владею навыками фасилитации коллективного мышления в подростковых группах
  • Умею находить и верифицировать материал для чтения в рамках тематики "Работа с образами будущего"
  • Умею проводить сессии индивидуальной и групповой рефлексии



6000 рублей
Оставить заявку
Почему важно работать с будущим в образовании
В учёбе, работе, воспитании и образовании стратегия "делать, как делали всегда" больше не работает. Нужно всё время спрашивать себя "зачем я это делаю?", "почему именно так?", "что я хочу получить в результате?".
Но одних вопросов недостаточно. Чтобы найти ответы, наполненные энергией, смыслом и чувством сопричастности с миром, нужно сначала понять, каким именно ты хочешь видеть этот самый мир.
И практики работы с будущим - отличный инструмент, чтобы в этом разобраться.
Анна Козлова
навигатор и дизайнер самонаправленного образования
Образовательные усилия человека всегда связаны с образом будущего - его собственным или чьим-то чужим и не очень осознанным) Тому, кто работает в образовании, полезно это осознавать и действовать в этом поле.
Алена Сурикова
Социолог, психолог
Основная тревога у наших родителей и подростков - не вижу путь, куда. Родители из своего прошлого подсказать не могут, а настоящее их только пугает. Дети не могут опереться ни на них, ни на учителей, которые тоже про прошлое, ни на умные статьи про «компетенции человека 21 века», потому что часто эти советы просто мимо... Поэтому очень нужно научиться и научить работать по-другому, из желаемого будущего - это не только даёт крылья, это высветляет путь!
Надежда Эмильфарб
Директор частной школы Dukley Academy
Ведущие курса
Лика Чекалова
Автор и мастер курса
В экспериментальном образовании с 1997 года, специалист по созданию и внедрению авторских курсов, навигатор (ментор) проектов в сфере образования, методолог.
С 2016 г. занимается исследованием и внедрением мировых подходов к работе с будущим в образовании подростков, разрабатывает и тиражирует собственные практики работы с будущим, адаптированные для подростков.
Основатель Школы навигаторов
Мария Староверова
Edtech-предприниматель, ментор образовательных проектов, практик Theory U (Отто Шармер)
Светлана Гольцер
Научный руководитель школы "Умка", Новосибирск, практик и разработчик форматов работы с будущим
Михаил Вершинин
Игропрактик, создатель игр в лаборатории В-агон, Новосибирск
Екатерина Шуберт
Со-основатель компании FutureToday, тренер и фасилитатор для бизнеса и НКО, эксперт рынка труда молодых специалистов.
Наш опыт внедрения практик будущего
Лаборатории будущего 2019
Международная волна межпоколенческих лабораторий коллективного мышления будущего на открытых городских площадках
Лаборатории будущего 2020-2021
Волна межпоколенческих лабораторий мышления будущего в российских школах с участием учеников, педагогов и родителей
Летние школы "Я - проект"
Летние проектные школы для подростков, в которых дети создают проекты изменений на базе своих образов желаемого будущего
Образовательные события
Образовательные фестивали, в рамках которых молодежь осваивает актуальные навыки для будущего. Карты навыков создаются самими участниками на базе образов желаемого будущего
Образовательные игры
Серия образовательных ситуационных игр ("Волшебная школа", "Шаг номер ноль", "Развилки будущего и т.п.), рассчитанных на участие разных поколений, в которых участники определяются со своими предельными смыслами и создают осознанный заказ на развитие себя и общества
Выступления
Мы регулярно рассказываем о принципах и практиках работы с будущим и формирования образовательных стратегий из будущего на больших образовательных событиях, проводим открытые мастерклассы
Задайте нам вопрос
Или пообщайтесь с руководителем курса Ликой Чекаловой в TG/WA по номеру 89213394666
Оставьте заявку на обучение
Ваше имя
Email
Другой способ связи
Тип программы
Как вы планируете использовать результаты обучения