Что такое Futures Literacy
Будущее неопределенно - и чем быстрее и разнообразнее становится мир, тем сложнее сказать с уверенностью, что ждет нас завтра.
При этом будущее точно наступит - с нашим участием или без. Но если мы не умеем создавать свои сценарии желаемого будущего и опираться на них, чтобы управлять своими решениями и творениями в настоящем, скорее всего, нами, как ресурсами, кто-то строит свое будущее - и и нет никаких гарантий, что там есть место для нас.
Подготовка будущего начинается с создания образа желаемого.
Создание образа желаемого начинается с умения мечтать о том, что важно, облекая его в ясные образы, а затем - понимать, как это реализовать в настоящем.
Будущее не приходит - оно создается.

Великое разнообразие современной реальности говорит нам о том, что универсального будущего не существует - и от каждого зависит, появится ли в нашем общем будущем то, что важно для него. Изменчивость не дает опираться на привычные способы мышления и действия - прошлое больше не делает нас сильнее. Поэтому Futures Literacy (способность мыслить, проектировать и исследовать разные варианты возможного будущего и управлять настоящим с их помощью) - базовая грамотность для быстрого изменчивого мира. Это комплексный навык, включающий умения:
  • продуктивно мечтать,
  • видеть разные сценарии и их последствия,
  • мыслить стратегически и инновационно,
  • находить применение своим сильным сторонам в любой ситуации,
  • кооперироваться и совместно создавать большее благо.

Но самое главное - это умение делать ставку на то, что важно, невзирая на то, что привычно, и пользоваться всей силой своего воображения для создания образов, которые действительно хочется воплощать.
будущее есть сумма результатов наших усилий
Темы и практики курс
Воображение важнее знания, поскольку знание определяет лишь то, что мы мы уже изучили и понимаем, тогда как воображение обращает нас к тому, что нам еще предстоит открыть и создать
Альберт Эйнштейн
Для кого этот курс
1. Для тех, кто работает с развитием людей. Для всех, кто знает, что смысл и могущество появляются тогда, когда:
- сформирован образ желаемого,
- в котором есть место для применения всех знаний, умений, качеств, которые я сейчас развиваю в себе,
- и когда я могу опереться на "свою стаю", на общие для нас ценности и чувствовать силу сотворчества.

2. Для тех, кто создает новое прямо сейчас - и ищет опоры, которые сильнее хайпа, моды, трендов и социальных привычек. Для тех, кто понимает ценность слова "импакт" и мысли себя как соавтора нашего общего будущего. Для тех, кто мечтает, что, несмотря на изменчивость современной реальности, его проекты и продукты будут делать мир лучше и через 10, и через 50 лет.
Как происходит обучение
  • -1-
    Живые вебинары
    Для продуктивной работы мышления важно чувствовать опору на группу единомышленников - и обсуждать с ними возникающие вопросы, идеи, опасения. Поэтому мы будем разговаривать аж два раза в неделю =)
  • -2-
    Исследования
    По теме развития futures literacy написано множество материалов. Исследовать их вслепую - это гарантированно утонуть. Мы будем изучать все это в структурированном виде и в режиме sharing studies - когда части группы берут разные материалы и потом делятся с другими своим резюме.
  • -3-
    Оперативная поддержка
    У нас будет чат - нет, ЧАТ =) В нем будет постоянно появляться интересное для чтения и просмотра, упражнения на практику, обсуждения важного, там можно будет получить поддержку и ответы на вопросы от ведущих и участников. В общем чат у нас - отдельная лаборатория и значимая часть обучения.
  • -3-
    Постоянная конференция
    Конференция - это когда много разных людей рассказывают про свой опыт и разработки. У нас на курсе, в добавление к основным семинарам, в гости будут приходить носители опыта работы с будущим и рассказывать, что стоит знать и учитывать, чтобы проводить практики, подобные тем, которые проводят они.
  • -3-
    Интерактивные задания
    В качестве заданий вам будут предлагаться различные практики, помогающие развитию futures literacy. Практики будут разных классов - self, peer, group - и вы сможете выбирать, что практиковать, в зависимости от того, с кем вы сейчас хотите это проработать.
  • -3-
    Сопровождение проекта
    Для тех, кто идет на режим "Мастер", предусмотрены персональные консультации для сопровождения проекта. Личное общение с мастером курса позволит вам качественно продумать дизайн и реализацию занятия, сессии, модуля, клуба для работы с будущим с вашими учениками или коллегами.
Выбери свой режим участия
Тренер Futures Literacy
Участие в групповых встречах программы
С чем я выхожу с программы
  • Понимаю состав компетенции "Futures Literacy"
  • Владею пакетом групповых и индивидуальных практик развития Futures Literacy у разных возрастов
  • Умею находить и отбирать новые практики для нужд своей учебной группы и ее деятельности
  • Владею навыками фасилитации коллективного мышления в подростковых и взрослых группах
  • Умею находить и верифицировать материал для чтения в рамках тематики "Работа с образами будущего"
  • Умею проводить сессии индивидуальной и групповой рефлексии



8000 рублей
Оставить заявку
Почему важно работать с будущим в образовании
Анна Козлова
навигатор и дизайнер самонаправленного образования
В учёбе, работе, воспитании и образовании стратегия "делать, как делали всегда" больше не работает. Нужно всё время спрашивать себя "зачем я это делаю?", "почему именно так?", "что я хочу получить в результате?".
Но одних вопросов недостаточно. Чтобы найти ответы, наполненные энергией, смыслом и чувством сопричастности с миром, нужно сначала понять, каким именно ты хочешь видеть этот самый мир.
И практики работы с будущим - отличный инструмент, чтобы в этом разобраться.
Алена Сурикова
Социолог, психолог
Образовательные усилия человека всегда связаны с образом будущего - его собственным или чьим-то чужим и не очень осознанным) Тому, кто работает в образовании, полезно это осознавать и действовать в этом поле.
Надежда Эмильфарб
Директор частной школы Dukley Academy
Основная тревога у наших родителей и подростков - не вижу путь, куда. Родители из своего прошлого подсказать не могут, а настоящее их только пугает. Дети не могут опереться ни на них, ни на учителей, которые тоже про прошлое, ни на умные статьи про «компетенции человека 21 века», потому что часто эти советы просто мимо... Поэтому очень нужно научиться и научить работать по-другому, из желаемого будущего - это не только даёт крылья, это высветляет путь!
Сергей Зорин
Сооснователь проекта makingfuture.today
Когда Образ Желаемого Будущего описан, хотя бы на уровне ценностных установок, появляются стратегии, которые позволяют к нему двигаться (иногда образ находится сильно за пределами продолжительности жизни) и создавать то, что будет способствовать его достижению, независимо от моего участия на каких-то этапах. Более того, стратегии можно выбирать исходя из собственных возможностей влияния на желаемый образ.
Примеры применения практик работы с будущими
Авторские и адаптированные практики Лики Чекаловой используются для работы с самоопределением, запуска молодежных проектов, поиска новых направлений и решений для развития организаций, сообществ, команд
Стратегии для благотворительных организаций
Лаборатории будущего - важный элемент работы Enhance Humanity Uganda
Сессии стратегирования "из будущего" для культурных и социальных проектов
Культурно-досуговые учреждения Санкт-Петербурга запустили новые проекты и направления "из будущего"
Сессии поиска инноваций для местных компаний
Лаборатория будущего для Ассоциации креативных индустрий Кыргызстана стала источником идей новых продуктов для десятков компаний и социальных инициатив
Лаборатории будущего в школах
МАРС в Обнинске, Астрея в Красноярске - школы, в которых практики работы с будущими регулярно используются для развития школьного сообщества, создания образовательных целей и запуска школьных проектов
Лика Чекалова
Автор и мастер курса
В экспериментальном образовании с 1997 года, специалист по созданию и внедрению авторских курсов, навигатор развития проектов в сфере образования, специалист по развитию педагогических команд, дизайнер и фасилитатор стратегических и форсайт-сессий (с 2004 года).

Визионер, стратег, предприниматель.

С 2016 г. занимается исследованием и внедрением мировых подходов к работе с будущим в образовании подростков, разрабатывает и тиражирует собственные практики работы с будущим, адаптированные для подростков.
Основатель Школы навигаторов
С разговорами об опыте применения практик работы с образами будущего
Гости - эксперты мастерской
  • Мария Староверова
    Edtech-предприниматель, ментор образовательных проектов, практик Theory U (Отто Шармер)
  • Светлана Гольцер
    Руководитель образовательного бюро "Разумеется", специалист по персонализации образования, создатель уникальных образовательных решений
  • Юлия Бродская
    Основатель международной программы развития научного мышления Art of Inquiry, астробиолог, тренер-инструктор NASA
  • Екатерина Шуберт
    Со-основатель компании FutureToday, тренер и фасилитатор для бизнеса и НКО, эксперт рынка труда молодых специалистов.
  • Михаил Забелин
    Игропрактик и игромастер, соавтор школ мышления ЭШЭР, навигатор сообществ
  • Марина Степкина
    Исследователь образования, заведующая лабораторией доказательной педагогики, навигатор
  • Лия Ракишева
    Специалист управлению персоналом, карьерный коуч, автор методики личностного картирования "Карта компетенций"
  • Наталия Комольцева
    Педагог, навигатор, биолог, создатель и ведущий курсов образовательного сообщества "Далекая радуга"
Наш опыт внедрения практик будущего
  • Лаборатории будущего 2019
    Международная волна межпоколенческих лабораторий коллективного мышления будущего на открытых городских площадках
  • Лаборатории будущего 2020-2021
    Волна межпоколенческих лабораторий мышления будущего в российских школах с участием учеников, педагогов и родителей
  • Летние школы "Я - проект"
    Летние проектные школы для подростков, в которых дети создают проекты изменений на базе своих образов желаемого будущего
  • Образовательные события
    Образовательные фестивали, в рамках которых молодежь осваивает актуальные навыки для будущего. Карты навыков создаются самими участниками на базе образов желаемого будущего
  • Образовательные игры
    Серия образовательных ситуационных игр ("Волшебная школа", "Шаг номер ноль", "Развилки будущего и т.п.), рассчитанных на участие разных поколений, в которых участники определяются со своими предельными смыслами и создают осознанный заказ на развитие себя и общества
  • Программы самоопределения
    Практики работы с будущим органично встраиваются в мастерские и элективы, посвященные теме самоопределения и предпрофессиональной навигации школьников и по свидетельству самих школьников и их учителей значительно повышают осмысленность и результативность таких программ
Задайте нам вопрос
Или пообщайтесь с руководителем курса Ликой Чекаловой в TG/WA по номеру 89213394666
Оставьте заявку на обучение
Тип программы