Школа навигаторов
Модульное дистанционное обучение специалистов по дизайну и сопровождению стратегий развития
Для людей. Для сообществ. Для проектов. Для экосистем.
Школа навигаторов - это
Живые глубокие программы
Школа навигаторов меняет мышление, говорят наши выпускники. Но отношения нам не менее важны, и мы много работаем с атмосферой в группах. Образование лучше дается в безопасной среде
Практика и поддержка
Вы выходите в практику сразу - и вас в этом сопровождают ведущие и кураторы программ. У нас в норме - групповые супервизии, индивидуальные консультации, чат поддержки
База знаний
Голова навигатора должна вмещать множество подходов и концепций, именно это обеспечивает качественный дизайн образовательных стратегий. Мы сделали и постоянно пополняем библиотеку навигатора
Сообщество
Развитие невозможно в социальной изоляции. Мы создали профессиональное сообщество, в котором вы сможете принимать участие в создании программ и проектов, в интервизиях и супервизиях
Программы Школы навигаторов
Здесь вы найдете сводную информацию по продолжительности и стоимости всех программ
Вводные курсы
Тема развития и empowerment людей вам близка, но прямо сейчас вы не готовы выходить в практику сопровождения других?
Вам самому нужна навигация - и при этом вы хотите учиться в группе и тусоваться среди "своих", а не ходить на консультации?

> Навигация. Введение
> Курс для родителей
Основной курс
У вас есть четкий образовательный запрос, вы готовы нырнуть глубоко и плыть интенсивно?
Вы рветесь в помогающую практику или уже работаете в ней и хотите обогатить свой арсенал?



Навигация. Погружение
Спецкурсы
Вы хотите максимально глубоко разобраться в одной из ключевых тем навигаторского подхода?
У вас есть запрос на расширение своего видения, понимания и инструментария в сфере актуального образования?
Практики развития Futures Literacy
Навигатор проектной команды
Inquiry-based learning
Динамика группы
Спецпрограммы
С нами вы можете создать внутреннюю службу навигации в своей компании, обучить своих специалистов по развитию персонала навигаторским практикам - и добиться того, что у каждого сотрудника будет возможность максимальной самореализации внутри компании.
По вопросам организации проектно-образовательной программы для вашей компании обращайтесь к руководителю программы Лике Чекаловой (lika.chekalova@gmail.com, TG @live1001, WA 89213394666)
Как устроено обучение
Какую бы программу вы ни выбрали, у вас всегда будут
Интерактивные вебинары
У нас нет лекций в чистом виде. На каждом вебинаре мы сразу пробуем тему "на вкус", проходя через серию групповых форматов
Практические задания
Между вебинарами мы берем задания на практику. Задания всегда адаптируются под запросы каждого студента
Постоянная поддержка
В процессе практики вы всегда будете чувствовать поддержку. Для этого у нас есть индивидуальные консультации с экспертами, супервизии с кураторами и живой чат
Нетворкинг
Вы сразу попадаете в социальную сеть - понимая, с какими задачами вы пришли, мы рекомендуем, с кем из сообщества выпускников, студентов и экспертов вам важно познакомиться и пообщаться
Навигатор – специалист по сопровождению реализации индивидуального и коллективного желаемого будущего в мире с высокой сложностью и неопределенностью
Наша команда
Лика Чекалова
Навигатор образовательных проектов, создатель образовательных платформ, дизайнер программ и событий, специалист по развитию мышления будущего
Михаил Забелин
Навигатор групп и сообществ, социопрактик, игропрактик, театральный педагог
Тарас Кудряшов
Индивидуальный навигатор, клинический психолог, тренер, преподаватель
Анна Козлова
Индивидуальный навигатор, специалист по самонаправленному образованию, выпускница Школы навигаторов
Алена Сурикова
Навигатор групп и сообществ, социолог, психолог, строитель сообществ
Алексей Зыков
Индивидуальный навигатор, психолог, тренер
Татьяна Зарипова
Индивидуальный навигатор, фасилитатор, коуч
Алла Попова
Индивидуальный навигатор, специалист по профориентации, доцент МГУУ Правительства Москвы, выпускница Школы навигаторов
Олег Муромцев
Навигатор проектов и экосистем, модератор, игропрактик
Ирина Жукова
Социальный педагог, специалист по семейному сопровождению, руководитель курса для родителей, выпускница Школы навигаторов
Ирина Козинченко
Специалист по семейному образованию, эксперт курса для родителей, навигатор проектов, выпускница Школы навигаторов
Лия Ракишева
HR-специалист, профориентолог, координатор программ Школы навигаторов, выпускница Школы навигаторов
Сущность и ценности навигаторства
Приведенный ниже текст – ценностная основа навигаторской практики. Важно понимать, что навигатор не просто помогает человеку или команде (сообществу) выбрать наиболее эффективные способы действия в существующей реальности, так будто реальность никогда не изменится, или будто человек или команда (сообщество) не имеют никакой силы влиять на собственную трансформацию или трансформацию реальности. Сущность работы навигатора в том, чтобы помочь человеку или команде (сообществу) выбрать сегодня путь относительно образа желаемого будущего, ради которого человек или команда (сообщество) готовы к значимым инвестициям в собственное развитие, в изменение себя и мира вокруг себя.
Мы мыслим навигатора как катализатора изменений для желаемого будущего – и отчасти как наставника для людей и команд (сообществ) в их развитии для желаемого будущего. Задача навигатора – помочь человеку или команде (сообществу) так выстроить свое развитие, чтобы обрести могущество и компетентность для реализации своего желаемого будущего.
"Трудности, с которыми мы сталкиваемся в решении сегодняшних глобальных проблем... не вызваны пробелом в знаниях. У нас есть все необходимые знания. Проблема в разрыве между знанием и действием – точнее, в разрыве между нашим коллективным сознанием и нашими коллективными действиями. В большинстве социальных систем мы коллективно создаем результаты, которые (почти) никому не нужны... эти пробелы и различия усиливаются раздробленной структурой наших ключевых институтов и соответствующим образом мышления лиц, принимающих решения, которые работают внутри них".

[Otto Scharmer, Education is the kindling of a Flame: How to Reinvent the 21st Century University, 2018].

1. Поскольку образование является основой личного и коллективного мировоззрения, образа жизни и способа действия, то, как оно влияет на студента, гораздо важнее, чем сама новизна. Образование должно не только стать каким-то новым, оно должно быть преобразовано определенным образом – а именно стать пространством и временем прототипирования и присвоения социальных сценариев, которые ведут к согласованному становлению коллективных субъектов высокого порядка (коллективный субъект, созданный персональными субъектами осознанно и на основании общих ценностей и общего видения) и их коллективному действию на общее благо.

2. Экосистемное образование - это такой способ развития личных и коллективных сущностей, который приводит к способности формировать мировоззрение в соответствии с желаемым образом глобального будущего и эволюционировать, наращивая свое собственное могущество и могущество сообществ, в которые они вовлечены или которые они создают.

3. Мы принимаем за отправную точку концепцию "everyone is a changemaker", при которой основной сдвиг в социальных сценариях происходит от представления, что могущество и руководство должно быть сосредоточено в небольшом количестве властных рук, а большинство остается бессильным и бесправным, к представлению важности сознательного участия каждой личности в формировании глобальных сценариев - а значит, важности личного могущества и личной ответственности каждого без исключения.

4. В связи с этим, базовыми для «человека сложного мира», с которых, собственно, должно начинаться образование, становятся экзистенциальные навыки – обеспечивающие привычку действовать "for common greater good":

- планетарное сознание. Позволяет лицам или сообществам соотносить свои ценности, намерения и действия с глобальными процессами, понимать и принимать различные типы индивидуальностей и межличностных отношений, культурных и социальных моделей, видеть и определять их место в экосистеме, воспринимать разнообразие как фактор прогресса, создавать новые смыслы и идеи на стыке мировоззрений и образов действий, заботиться о себе и своих группах в контексте заботы об экосистеме в целом. Для этого необходимы такие компетенции, как системное мышление, мултикультурность, социальная грамотность, эко-грамотность, глобальная осознанность (чувство себя как части мира).

- коллективное управление знаниями и коллективное решение проблем. Позволяет последовательно действовать в выработке комплексных решений, воспринимать возможности и интересы каждого члена команды и эффективно их интегрировать, работать на основе беспроигрышных стратегий (win-win), осознавать ценность каждого участника, выстраивать продуктивные горизонтальные связи, создавать и запускать изменения, хорошо видимые в глобальном масштабе. Это, в свою очередь, требует таких компетенций, как эмпатия, коммуникативная грамотность, гибкость и адаптивность, проектирование интеллекта, умение соотносить задачи и сферы ответственности с личным опытом, слушать и слышать друг друга, действовать от чистого сердца, а также новых оснований взаимодействия, таких как справедливость, доверительные отношения и т.д.
- устойчивое саморазвитие. Жизнь в мире высокой сложности и неопределенности требует новых технологий самоопределения и самоуправления. Тот факт, что мы не можем построить долгосрочный прогноз, означает, что мы должны быть постоянно готовы менять свою жизнь. Это требует навыков восприимчивости к глобальным вызовам и постоянного переучивания и разучивания. В то же время мы должны быть в состоянии постоянно оставаться на связи с собой и осознанно выбирать среди множества возможностей, ориентируясь на те, которые отражают наши представления об оптимальном образе жизни, то есть уметь слышать свое внутреннее "я", ставить цели и делать осознанный выбор, перестраивать свои жизненные стратегии в соответствии с нашей эволюцией. Таким образом, проектирование интеллекта как целостной компетенции становится основой нового образования – обучения в течение всей жизни.

Познание мира и освоение способов взаимодействия с ним с самого начала должно опираться на эти навыки. Они должны стать основным критерием выбора. Ни удобство, ни выгода, ни привычность (традиционность) не могут быть определяющими в выборе метода, технологии, системы, если ответ на вопрос «ради каких последствий» не будет соответствовать представлениям об устойчивом развитии и процветании человечества и глобальной экосистемы. Если наше образование начинается с этого, мы просто не сможем выбрать то, что причиняет вред другому и ущемляет чье-то право быть.

5. Для того, чтобы такое образование стало реальностью, базовым процессом, наряду с образованием (как процессом становления самости и проактивности), должна стать социотехника. Социотехника понимается как совместное создание и прототипирование в практике взаимодействия новых социальных сценариев, адекватных сложному многополярному миру и интенции утвердить ценность каждого без исключения индивида для общего движения и развития (мир без лишних людей). Тогда желательные изменения в образовании должны начинаться с освоения новых протоколов коммуникации в процессе совместного бытия:

- переход к методологии развития, построенной вокруг конкретной личности, а не вокруг образцового портрета «стандартного ученика», который по-прежнему характерен для формального образования. Это выражается в корпусе практик, направленных на формирование привычки внимательного отношения человека к себе и другим, способности оценить различия, умению находить точки встречи и вырабатывать решения, основанные на сотрудничестве вместо конкуренции;

- переход от навязанных организационных норм к принципам управления и протоколам взаимодействия, созданным внутри сообщества коллективным решением его членов и основанному на взаимном уважении и поддержке, готовности сотрудничать и нести ответственность. Это выражается в корпусе практик, направленных на развитие навыков гражданской грамотности, договороспособности, сотрудничества и личной ответственности;

- переход к коллективной практике и личным действиям на основе принятых сообща и присвоенных каждым целей и потребностей сообщества, а не конкуренции за искусственно созданные маркеры успешности. Это выражается в корпусе практик, направленных на развитие искренности и принятия на уровне конкретной группы, а также практик осознания уязвимости и ценности мира, в котором мы живем и выработки решений по экологичному бытию и действованию;

- переход к признанию образования как процессу обретения опыта из любых источников и привлечения различных методов и инструментов для расширения горизонта. Это выражается в создании открытой, дружественной, практикоориентированной образовательной среды с возможностью персонального выбора и действия и объединения в рабочие группы по интересам, вместо запирания учащихся в классе и и насильственного "кормления" их теоретическим контентом без возможности выбора, а также вместо предзаданного профилирования (профилирование - может быть только само-). Этот сдвиг чрезвычайно важен для того, чтобы помочь учащимся повысить компетентность постоянного саморазвития, самонаправленного (пере) обучения, найти оптимальный способ применить знания к практике и воспринимать весь мир как среду обучения;

- переход к вдохновению и поддержке вместо заказов и ограничений, расширение возможностей учащихся двигаться своими путями, оснащать их всеми доступными инструментами и ресурсами для достижения лучших результатов и оценивать их в соответствии с их личными целями и динамикой прогресса. Это важно для формирования личности, которой свойственно осознанное принятие решений, предпринимательское мышление, умение преодолевать трудности;

- переход к саморазвивающемуся сообществу в качестве основы учебной среды, понимая это так, что в нее включены все заинтересованные стороны, то есть семьи, местные сообщества, деловые и административные организации, объединенные общими целями и связанные аналогичными ценностями (поскольку договорились об этом).

Наши друзья
Если у вас все еще остались вопросы
Вы можете задать их напрямую идеологу и координатору Школы Лике Чекаловой
TG/whatsapp +7 921 339 4 666
lika.chekalova@gmail.com