Будущее неопределенно - и чем быстрее и разнообразнее становится мир, тем сложнее сказать с уверенностью, что ждет нас завтра.
При этом будущее точно наступит - с нашим участием или без. Но если мы не умеем создавать свои сценарии желаемого будущего и делать на них ставки, скорее всего, это сделает кто-то за нас - и велика вероятность, что нам это не понравится.
Подготовка будущего начинается с создания образа желаемого.
Создание образа желаемого начинается с умения коллективно мечтать о том, что важно, и понимать, как это реализовать.
Futures Literacy (способность мыслить, проектировать и исследовать разные варианты возможного будущего) - базовая грамотность для быстрого изменчивого мира. Это комплексный навык, включающий умения:
- продуктивно мечтать,
- видеть разные сценарии и их последствия,
- мыслить стратегически и инновационно,
- находить применение своим сильным сторонам в любой ситуации,
- кооперироваться и совместно создавать большее благо.
Но самое главное - это умение делать ставку на то, что важно, невзирая на то, что привычно, и пользоваться всей силой своего воображения для создания образов, которые действительно хочется воплощать.
Образование - это система управления будущим, более того - это система проектирования будущего. От того, как выглядит и устроено образование, напрямую зависит, какие люди, в каких отношениях и с каким целеполаганием и ценностями будут действовать в мире через 10, 15, 20 лет - а значит, в какой системе смыслов, проектов и продуктов мы будем жить.
В сложном изменчивом мире каждый специалист образования и помогающий практик является носителем мышления будущего и способен передавать эту практику своим ученикам и клиентам - тем самым давая им ощущение могущества в мире, в котором им предстоит жить, и который им предстоит создавать.